Донесение о голоде среди крестьян — татар

10. 1870 г. января 31. — Донесение помощника начальника Саратовского губ. жанд. упр. в Хвалынском у. Н. П. Пекарского в III отд. с. е. и. в. канц. о голоде среди крестьян-татар.

В III отд. с. е. и. в. канцелярии.
Имею честь довести до сведения III отделения с. е. и. в. канцелярии, что татары Хвалынского у. в последствии недостатка в хлебе находятся в самом бедственном положении.

Из собранных мною по этому предмету сведений оказывается, что только незначительная часть крестьян употребляет в пищу чистый хлеб и то не все собственный, а покупной, большая же часть ест хлеб, испеченный из семян растения, известного здесь под названием просянки, с примесью муки ржаной и просяной: как первую, так и последнюю покупают; рожь и просо, покупаемые татарами, самого низкого качества, более годны в пищу скота, нежели человека, между тем татары за рожь и просо платят по 40 коп. за пуд, а за просянку от 20 до 25 коп. за пуд. Значительная часть татар ест хлеб из одной просянки без примеси другой муки. Немало есть семейств, которым не на что купить и просянки, остается им ходить по миру, но и этого они лишены потому, что стоит зима и им не во что одеться.

Горячая пища татар также состоит из теста просянки, одной или с примесью ржаной и просяной муки, заваренного в кипятке с. прибавлением соли и молока, если последнее у кого есть. Другой пищи, за редкими исключениями, татары не имеют возможности употреблять.

Имеет ли влияние на здоровье татар подобная пища я положительно сказать не могу, знаю только, что многие из них, в особенности дети страдают запорами и кашлем, были случаи, что у некоторых распухали животы, от чего несколько человек умерло, что и породило слухи, что татары пухнут и умирают с голода.

Бедственное положение крестьян еще увеличивается от того, что с конца прошлого года энергически взыскиваются с них недоимки по окладным сборам, которые через бездействие административных лиц достигли громадной цифры; так на Атлашинской вол., состоящей из 4202 душ, числится недоимки 38 т. руб., подобная же цифра существует и в других татарских волостях.

Таковое положение крестьян есть не временное и не проходящее, на улучшение их материального быта нельзя рассчитывать. Еще в прошлом 1868 г., в донесении от 22 марта за № 64, я высказал мое предположение, что, как бы ни были благоприятны обстоятельства, материальный быт татар не улучшится, — предположения вполне оправдались, несмотря на то, что урожай в 1868 г. был более чем хороший, заработная плата достигла громадных размеров, материальный быт татар нисколько не улучшился, недоимки не взысканы, и в настоящее время татары положительно нуждаются в куске хлеба.

То же самое вероятно повторится в будущем, ибо которые бы из татар и хотели засеять поля — нет семян; многие сдали землю в аренду за бесценок, деньги взяли вперед и уже проели; другие совершенно запустили землю; рассчитывать на заработки тоже нельзя, потому что многие из них уже нанялись работать в сем году за баснословно дешевую цену, деньги забрали вперед и проели, есть даже такие, которые обязались работать только за полученные в настоящее время несколько пудов ржи или проса.

Образцы хлеба, который едят татары, семена просянки и мука из оной при сем представляются.

Майор Пекарский.

А. Р. и В. П., III отд. с. е. и. в. канц., IV эксп., 1869 г., № 223, «О неповиновении и неблагонамеренном настроении крестьян Хвалынском у., Саратовской губ., а также о положении их и татарского населения», на 21 листе; лл. 9—10.

Источники информации

1. Материалы по истории Татарии второй половины XIX века. Ч. I. Аграрный вопрос и крестьянское движение в Татарии XIX века. — М.-Л. 1936. — С. 34 — 35.

23.01.2011 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *