Не знаю,
Сколько времени,
Должно быть,
Вовеки не смогу я позабыть
О том, как шелестит в лесах тамбовских
Листва осин.
Х. Такташ. Перевод Л. Мартынова
Так выразил свое восхищение родной природой,свою любовь к ней Хади Такташ — великий татарский поэт.
И любимый поэт татарского народа Габдулла Тукай посвятил описанию пейзажа родного края самые душевные строки:
Часто на траве лежал я и глядел на небеса.
Грозной ратью мне казались беспредельные леса.
Точно воины, стояли сосны, липы и дубы,
Под сосной — щавель и мята, под березою — грибы.
Мне кажется, каждый человек искренне любит свою родину, родной край, родную деревню или город, выражает свои чувства в стихах, песнях, книгах.
Невозможно не воспевать красоту и нашего села Старый Атлаш, его окрестностей. Леса, окружающие Атлаш, не только угощают жителей своими яствами, они притягивают красотой, свежим воздухом, зеленью. Там каждый житель знает: какая тропинка куда ведет, на каком дереве находится гнездо какой птицы, где ягодные места, где много грибов, где можно встретить зверей, какое дерево на что похоже… И я, во время сенокоса или отдыха, лежа под сосной, часто наблюдал за белыми облаками на голубом небосводе, вспоминая стихи Тукая. Или восхищался березами, осинами, дубами наших лесов, вспоминая строчки Хади Такташа, и душа моя радовалась, наполнялась божественной силой.
Для основания села наши предки, действительно, выбрали очень красивый уголок природы. Но откуда они в эти края попали, об этом записей нет. Возможно, это было во второй половине XVI века, так как во времена Ивана Грозного, боясь крещения, татары уезжали в далекие края, основывали новые деревни. Хочется отметить, что при въезде в соседнюю деревню Холстовка есть надпись: «Село Холстовка основано в 1656 году». Это и является, наверное, доказательством, что наши прадеды старались обосноваться как можно дальше от центральных районов.
Что же означает название Атлаш (в татарском языке слово «атлаш» не имеет значения)? По преданиям, когда искали место для поселения, нашим предкам пришлась по душе природа данного края. Якобы, пока осматривали местность, пропала у них лошадь. Искали, искали, не нашли и, потеряв надежду, уехали, чтобы перевезти свои семьи.
Спустя некоторое время, несколько семей вернулись в эти края, развели костер, присели в ожидании похлебки отдыхать, и вдруг услышали ржание лошади – нашлась их пропавшая лошадь. Обрадовались, начали друг — друга угощать: «Ешьте, ешьте, это ведь ужин при нашедшейся лошади (атлы аш)». Таким образом, один из старших предложил назвать поселение «Атлы аш».
Когда обосновали деревню, начали рубить окрестные леса — появилась пашня, строили дома, семей стало больше. Хотя земля и не отличалась плодородием, люди жили в согласии с судьбой, по принципу: что есть, то есть. Где были построены первые дома неизвестно, но есть предположение, что в районе родника «Кырмыска кизләве». Думается, что расширение деревни происходило не только за счет новых переселенцев, но и за счет связей первых поселенцев со своими родственниками, соседями.
По материалам Московских архивов, в 1859 году в деревне насчитывалось 389 домов, 2572 жителя, из них 1257 – мужчин, 1315 – женщин; было 5 мечетей, 3 водяные мельницы. В 1885 году, Атлаш включал в себя, как центр волости, деревни Старый Мостяк, Новый Мостяк, Муса, Евлейка. Тогда в Атлаше было 547 домов, 3230 человек населения. Из них, 1618 – мужчин, 1612 – женщин. Число грамотных было 94 мужчины и 1 женщина. Насчитывалось мальчиков – 59, девочек – 11. Площадь всех земель – 7181 десятины, а посевных – 4858 десятин. Из инвентарей имелось 11 железных плугов, 361 сохи, 721 деревянных телег, 1 трактор. Имелось 9 магазинов, почта, по субботам работал базар. Было и производство: кирпичный завод, участки для изготовления чистой деготи, мыла, изделий из дерева, гончарное дело. На окраине села, возле оврага «Исән елгасы», из золы сожженных стеблей подсолнуха изготавливали и отправляли на стройки поташ. Насчитывалось 475 рабочих лошадей, коров – 190, овец — 533, коз – 389.
В 1913 году количество хозяйств в селе достигло 1100, количество мечетей – 7, водяных мельниц – 4, появились 3 ветряные мельницы. Начал работать приспособление для отжима масла.
В 1919 году, после становления Советской власти, начинает работать волостной комитет коммунистической партии. Было 22 коммуниста. Председателем волостного исполнительного комитета и секретарем волостного комитета партии в 1923 году был избран Ахмади Хисаметдинович Разяпов (Әхмәди Рәҗәпов), 1888 года рождения, уроженец села Старая Кулатка, долгие годы проработавший в городе Саратове, посвятивший свою жизнь делу революции. В период его работы на этом посту в селе построены больница и две школы. В 1926 году он умер от тяжелой болезни и его с почестями похоронили перед зданием волостного исполкома. Рязапову тогда было всего 38 лет.
В 1929 году был организован первый колхоз. Назвали его – «Үрнәк» («Образцовый»). Председателем избрали Умяра Юртаева. В 1930 году были созданы еще 6 колхозов: «12 лет Октября», имени Буденного, «Берлек» («Единство»), «Яңа юл» («Новый путь»), «Сабанчы» («Пахарь»), «Ударник», «Прожектор». В том же году, после укрупнения, остались только колхозы «Яңа юл», «Ударник», «Прожектор».
В те же года, наряду с колхозами, была организована артель инвалидов имени Сталина. Основными видами деятельности артели были производство столярных изделий, бочек, рогожи, деревянных ложек, гончарное дело. Занимались они и пчеловодством. Позже артель инвалидов была переименована в Староатлашский промкомбинат.
Колхоз «Яңа юл» в 1932 году первым приобретает колесный трактор «Фордзон».
После двух разрушительных пожаров 1930-1931 годов, большинство жителей Старого Атлаша, в поисках счастья, уехали в Среднюю Азию и другие регионы. В итоге, в селе остается менее 300 хозяйств. В 1950 году три колхоза объединяются в один колхоз имени Маленкова. В 1956 году колхоз переименовывается в колхоз «За мир».
До коллективизации в селе богатых было немного. Одни из них – 3 семьи Шарюковых. Говорят, что у них были землевладения и леса в районе русской Зимницы, Сухой Терешки, трактора. Богато жили по две семьи Ямашевых, Туймасовых, Тимеркай и Мубин Рафиковы, три семьи Ядихановых. Но большинство населения составляли семьи среднего достатка или бедняки.
Несколько слов хочется сказать и о Новом Атлаше. Сначала там был построен один дом. Позже число домов достигло 21. Вот тогда нашему селу пришлось пополнить имя определением «Старый». В 1950-е годы в Новом Атлаше осталось всего одно хозяйство, потом исчезло и оно.
В конце повествования хочется остановиться и на известных личностях, уроженцах Атлаша.
Как уже было отмечено, еще в 1885 году Шарюковы имели трактор. Хотя в народе его и прозвали «шайтан арбасы» («чертова тележка»), нашелся человек, который мог управлять им, разбирать, собирать. Это — Усман Давыдов, первый тракторист, мастер на все руки, дедушка проживающих сейчас в Атлаше Равиля, Самата, Абдулхака Давыдовых.
Как рассказывал мой дед Хусаин, 1856 года рождения, сын Усмана Давыдова Ибрагим все время вертелся вокруг отца, помогал ему и стал настоящим трактористом.
В 1932 году Ибрагим Давыдов перегнал в село со станции Белинская Пензенской области первый трактор «Фордзон» колхоза «Яңа юл». Себе в помощники он взял Сулеймана Зулькарняева.
Когда колхоз заключил договор с МТС, в деревне появились трактора «СТЗ». Интересен тот факт, что и старший сын Ибрагима, продолжая традицию отца и деда, более 30 лет проработал на тракторах разных марок.
Некоторые жители села отслужили 25 лет в царской армии. Один из них — Аюп Ибрагимов – «солдат Аюп», дедушка Алимзяна Ибрагимова, проживающего в Атлаше в наше время.
Тимеркай Рафиков был награжден «Георгиевским крестом».
Среди совершавших в те времена хадж был Зайнулла Якупов.
После Февральской революции Шакир Риятов был избран депутатом Учредительного собрания.
В годы Советской власти выбрали военную профессию и дослужились до звания полковник односельчане Идрис Исламович Курмакаев, Мобин Халилович Ибрагимов, Абдрашит и Шавкат Таштабановы.
Искандер Идрисович Ядиханов работал в посольстве СССР в Иране.
Якуб Хайруллин.
Газета «Кюмяк Кюч» № 29, 4 марта 1997 года.